Эвенки
Эвенки – наиболее широко распространенное самоназвание народа, известного также под названием тунгусы, орочены, бирары, манегры (общ. числ. около 30 тыс. чел.) Говорят на эвенкийском языке, в котором прослеживаются следы общности с монгольскими, тюркскими и самодийскими языками. В зависимости от хозяйственной деятельности различаются «пешие» (охотники) эвенки, «оленные» (оленеводы, проживающие на огромной территории от Енисея до Охотского моря) и «конные» (коневоды, населяющие Забайкалье, Китай и Монголию). Оленеводство эвенков характеризовалось вьючно-верховым использованием оленей для транспорта, с доением оленей и сочеталось с охотой и рыболовством.
Традиционными жилищами служили – чум конической формы из жердей, с берестяными или ровдужными покрышками; покрытые корою шалаши (на Охотском побережье); четырехугольные бревенчатые жилища типа фанзы с отапливаемыми нарами (Приамурье).
Традиционная одежда состояла из ровдужных или суконных натазников хэрки, ноговиц арамус/гуруми, кафтана из оленьей шкуры, вышитого бисером нагрудника. В лесотундре носили сокуй. Зимо шею и голову обматывали шарфом из хвостов пушных зверей вачи. Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, женщины – с игольницей, трутницей и кисетом. Характерен головной убор из целой шкуры с головы оленя: отверстия от глаз и рогов зашивали и орнаментировали бисером.
Волосы длиной до плеч носили распущенными, длинные – завязывали пучком на макушке орнаментированной бисером полоской материи чирэптун. Девушки носили головную повязку дэрбэки. Енисейские эвенки до XIX в. сохраняли татуировку лица.
Религиозные верования к началу ХХ вв. носили синкретический характер, отражая наличие родовых верований, шаманизма и христианства.
Фонды:
Время и место приобретения экспонатов: материал собран в 1986 г. по реке Нижняя Тунгуска.
Описание: Коллекция включает предметы материальной культуры эвенков-оленеводов, у которых это занятие сочеталось с охотой и рыболовством. В коллекции имеются костяные и деревянные элементы оленьей упряжи. Рыбная ловля приурочивалась к лету. Основными орудиями рыболовства служили пущальни – ставные сети, морды, остроги и крючки. В коллекции имеется деревянная игла для плетения сетей, деревянные поплавки. К домашним занятиям эвенков относились изготовление берестяной утвари, обработка шкур, кузнечество, что отражено наличием в коллекции отдельных предметов, характеризующих эти занятия. Что касается кузнечества, то этим ремеслом для своих нужд умел заниматься каждый эвенк, имея необходимые инструменты: клещи, молоток, напильники, тиски, небольшую наковальню.
Автор коллекции:Николаев Р. В. (1986 г.).
Датировка: конец XIX – вторая половина ХХ вв.
Дата поступления материала: 1986-е гг.
Документ: акт передачи № 85.
Общее количество экспонатов: 25 экз., из них:
- предметы оленеводства: – 15 экз.:
- элементы оленьей упряжи (12 экз.);
- дуги (2 экз.);
- седло (1 экз.);
- орудия рыболовства: – 2 экз.:
- поплавок для сети (1 экз.);
- игла для плетения сетей (1 экз.);
- инструменты – 5 экз.:
- мини-наковальня (1 экз.)
- сверла (2 экз.);
- приспособление для сгибания досок (1 экз.);
- утварь: 2 экз. (берестяные сосуды).
- обувь: 1 экз. (сапог).
- народное декоративное искусство: 1 экз. (элемент бисерной вышивки с женских сапог);
В экспозиции: материал коллекции не представлен.
Литература:
Элементы древних культур Южной Сибири в материальной культуре северо-самодийских народов // Проблемы этногенеза и этнической истории самодийских народов: Тезисы докладов областной научной конференции. – Омск, 1983.
Витрины или фотографии